Вы смотрите на своего ребенка и умиляетесь его эмоциональности, его бурным восторгам, его ежедневной радости познания? У вас трепещет что-то в груди, когда вы видите его сияющие от любви глаза? И разглядываете мир по-новому – его детским восторженным взглядом?
Или же нет?
Быть может, вам просто хотелось бы, чтобы ваш малыш был очень эмоциональным и чувственным? А на самом деле он сдержан, не разделяет ваших восторгов по поводу окружающей красоты и не торопится проявлять к вам свою любовь?
Классические психологи наперебой рассказывают, как правильно организовывать воспитание чувств своему ребенку, подробно разъясняют, что делать, чтобы малыш стал более отзывчивым и нежным.
Но… не дают результата их советы. Почему? Давайте попробуем с этим разобраться с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
«Все дети очень чувствительны к красивым предметам, цветам, формам. По мере взросления в них начинают просыпаться общие чувства, присущие человеческой культуре»
Это справедливо только в отношении детей со зрительным вектором. Они и правда крайне эмоциональны, чувствительны, любят красоту и яркие вещи. У этих детей чаще всего большие выразительные глаза, обрамленные пушистыми ресницами. Их взгляд чист, часто удивлен или испуган, чуть что – и в них блестят слезы (плачут такие дети чаще других).
Под чувствами, присущими человеческой культуре, психолог подразумевает любовь, сострадание, сочувствие. Это тоже характеристики развитого зрительного вектора, благодаря которому много тысячелетий назад и появилась культура.
«Из набора фломастеров ребенок безошибочно выберет самые яркие, не обращая внимания на безликие цвета. То же самое и с музыкой – оказавшись рядом с каким-либо музыкальным инструментом, ребенок захочет извлечь из него самый громкий звук»
Яркие, солнечные, позитивные цвета выбирает ребенок со зрительным вектором. Дети с другими векторами вполне могут рисовать безликими, по мнению «зрительного» психолога (его речи выдают его самого), фломастерами: малыш с анальным вектором – комфортным для его психического коричневым цветом, ребенок с обонятельным – фиолетовым, «звуковик» – синим и так далее. Но это, конечно, вовсе не обязательно.
Громкая музыка в первую очередь привлечет эмоциональных малышей со зрительным вектором (если они ее не испугаются). А вот детей со звуковым она будет как минимум некомфортна, как максимум – противопоказана: это дети с чувствительным слухом, и громкие резкие звуки им только вредят.
«Чтобы развить в ребенке чувство прекрасного, просите его описывать словами все то, от чего он пребывает в восторге: от бабочки, громкой веселой музыки, яркого платья или разноцветных фломастеров»
Как вы уже, наверное, догадались, бабочки, веселая музыка, красивое новое платье и фломастеры вызовут больше всего восторга у детей со зрительным вектором. Именно эти дети уловят легкую красоту прекрасного насекомого, оценят жизнеутверждающий мотив радостной мелодии, восхитятся ярким цветом нового платья и с удовольствием разрисуют свою жизнь разноцветными карандашами. И только они в потенциале – большие знатоки и ценители чувства прекрасного.
А что остальные? В их глазах вы увидите, в основном, равнодушие. Нет, конечно, заводная мелодия понравится и маленькому «кожнику», который захочет потопать в такт мелодии; и послушному «анальнику», который радостно захлопает в ладоши; и малышам с некоторыми другими векторами. То же самое касается рисования, новой одежды и порхающих бабочек. Важно просто видеть отличия в реакции детей со зрительным вектором – и без. Видеть эти глаза, полные восторга и удивления, эту эмоциональность, чувственность и безмерное восхищение – и довольно ровное отношение к этим «зрительным» детским радостям у всех остальных.
«Передавайте ребенку свои эстетические критерии, но не навязывайте. Водите его на выставки, спектакли, в зоопарки»
Малышу с кожным вектором, но без зрительного, полезнее будет провести выходной день на спортивных соревнованиях или олимпиаде по алгебре. Ребенку с анальным вектором, но без зрительного, лучше заняться каким-нибудь выжиганием по дереву или помощью родителям по хозяйству. А вот для «зрительных» малышей отличным воспитанием чувств окажется посещение выставок, зоопарков, а заряд позитива им гарантирован на детских представлениях и спектаклях.
Опять же, это вовсе не означает, что детей с другими векторами водить туда бессмысленно. Водите – им понравится. Но наибольшую пользу для развития врожденных способностей – любить, сопереживать, восхищаться красотой, уметь творить эту самую красоту – эти мероприятия принесут детям со зрительным вектором.
При этом не стоит забывать о том, что задача любящего родителя здесь – не только услаждать зрение, но и давать ребенку другую «работу», по-настоящему развивающую чувственность.
Что это за работа? Чтение сострадательной литературы, стимулирующей в ребенке желание помогать тем, кто несчастен: сначала растениям, затем животным и, наконец, людям. На чтении эта работа не останавливается. Чем старше становится ребенок, тем больше должно быть вашей совместной работы. Это уже может быть реальная помощь бездомным или больным животным, затем попавшим в беду детям и взрослым. Наконец, вступление в волонтерские организации или любое другое участие в судьбе ближнего.
А что же все-таки делать мамам, которые очень хотят организовать своему ребенку без зрительного вектора воспитание чувств? Принять малыша таким, каким его сделала природа. И узнать поподробнее о тех способностях, которыми она его наградила. Понять, что развитый в своих векторах человек не менее прекрасен, чем тот, кто наделен зрительным вектором. И помогать своему малышу становиться этим самым прекрасным человеком.
Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор статьи: Кудрявцева Анна, учитель-филолог
Не стоит требовать от ребенка
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Елена Смирнова on пт, 08/23/2013 - 04:12.
только понимая, кто твой
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Yana (не проверено) on чт, 09/05/2013 - 06:43.