В процессе воспитания ребёнка родителям приходится сталкиваться со многими трудностями. Одна из них - неизбежность наказаний. Перед родителями дошкольников часто встает вопрос: «Какие наказания можно применять к ребенку, а какие просто недопустимы?» Понятно, что наказания должны быть на пользу ребёнку. Они не должны вредить его психике или здоровью. Прежде чем понять, как правильно наказывать ребёнка, нужно разобраться в том, за что действительно нужно и можно применять наказания.
С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, каждый человек с рождения наделен совокупностью определенных свойств – вектором, который определяет его характер и его жизненный сценарий. Ваши вектора определяют ваше видение жизни, то, как надо поступать, как взаимодействовать с людьми, чего ждать от жизни, к чему стремиться, о чем мечтать. Может так случиться, что векторальные наборы у вас и ваших детей будут существенно различаться, из-за этого могут быть серьёзные разногласия между вами.
Когда не исполняются наши взрослые желания – мы страдаем. Дети тоже. Поэтому отказывая ребёнку в какой-то его просьбе, постарайтесь найти альтернативу. Почему-то младенцев мы стараемся отвлечь, дать игрушку, «печеньку», подержать на ручках - только бы он не плакал, а от более взрослых малышей, недавно научившихся говорить, требуем понимания своих наставлений, запретов и отказов, ругаем за то, что они плачут и продолжают требовать своего. На самом деле, их тоже нужно отвлекать - предлагать другие варианты, договариваться.
Чтобы достичь в таких переговорах успеха, подобрать правильные слова, нужно точно понимать врожденные желания ребёнка и не предлагать ему то, что нравится вам самим, а только то, что принесёт радость именно ему. Потому что малыш должен ощущать радость от жизни, а не досаду от вашего воспитания.
Как правильно наказывать шустрого ребёнка (с кожным вектором)
Дети с кожным вектором очень подвижные - они обожают бегать, прыгать, забираться на высокие поверхности, стрелять из игрушечных пистолетов, соревноваться и т.д. Такое поведение часто вызывает раздражение у родителей с анальным вектором, свойства которых совершенно иные: они медлительны, усидчивы, предпочитают отдыхать, уютно устроившись в любимом кресле, читая книги, пересматривая старые фильмы или занимаясь рукоделием.
У таких родителей возникает сильное желание шлёпнуть шустрика, чтобы успокоить его. Но делать это категорически нельзя. Кожа – особо чувствительная зона у людей с кожным вектором, нельзя делать им больно.
Ловко прыгать, быстро бегать, точно передвигаться в пространстве - это то, что приносит кожному ребёнку удовольствие, при этом он развивает свои свойства. Боль приносит стресс и замедляет развитие свойств. Кожный ребёнок обязательно должен ходить в спортивные секции, гулять на улице, где можно побегать, полазать по детским спортивным снарядам. Также ему очень нужен детский коллектив, где будет с кем соревноваться.
Ещё одной особенностью таких детей является исследование неизведанных пространств: тумбочек, шкафов, полок, кладовок. Вы можете запирать дверцы, прикреплять устройства защиты шкафов от детей, но ребёнок будет расти, развиваться и его врожденный инженерный ум обязательно придумает, как открыть все ваши замки. Это неизбежно.
Но воспитывая такого ребёнка, мы должны научить его соблюдать законы внутри нашего дома. Закон как таковой, это проявление кожного вектора. За несоблюдение закона полагается наказание. Для кожного ребёнка наказание может быть в виде ограничения: во времени - ограничение на просмотр мультиков, компьютерных игр или ограничения в пространстве – сидеть в своей комнате и не выходить или какое-то время не заходить в другую комнату. Более старшим детям можно пригрозить отказом в покупке желанной вещи или отказом в уже запланированном походе в кино, в зоопарк и т.п.
Как правильно наказывать медлительных детей (с анальным вектором)
Дети с анальным вектором, как правило, самые послушные. Им доставляет удовольствие всё делать правильно, выполнять указания взрослых. Они хорошие помощники в домашней работе, любят наводить порядок. Они очень усидчивые, доводят начатые дела до конца.
Проблема может возникнуть в том случае, если родитель окажется с кожным вектором, тогда он будет поторапливать такого ребёнка, сердиться из-за его медлительности. Заставлять спешить ребёнка с анальным вектором как раз нельзя, он будет только испытывать стресс, что плохо скажется на его развитии.
Ребенок станет упрямиться и обижаться. Ему будет сложо начать любое действие и, чтобы помочь ему выйти из этого состояния, ему нужны будут ваши понимание и поддержка, а никак не наказание, которое лишь усугубит ситуацию. В целом при правильном подходе это послушные дети, и если и понадобится наказать, то для этого достаточно легкого осуждения.
Как правильно наказывать ребёнка, если он бьёт других детей
Одной из основных причин детских драк является ранжирование. Маленькие мальчики ранжируются между собой также как и взрослые мужчины, только с помощью драки. Кто сильнее, тот и главнее. Да, совсем исключить драки не получится, но необходимо учить ребенка иным - цивилизованным способам договариваться. Со временем ребенок повзрослеет и драки отойдут на второй план, появятся другие способы соревнования и борьбы за лидерство.
Другой возможной причиной детских драк, когда ребёнок намеренно делает больно другим детям, без причин дёргает, бьёт, толкает их, может быть неудачное воспитание анального малыша. В этом случае наказание только усилит обиду ребенка и увеличит тот дискомфорт, который толкает его, ради выправления внутреннего состояния, делать больно другим. Здесь необходимо серьёзно пересмотреть отношения матери и такого ребёнка.
Мамина забота, внимание, похвала – это то, что очень важно для него. Этот ребёнок очень обидчив, нужно уметь правильно реагировать на его обиды и не стесняться просить прощения, когда вы оказались не правы. Нужно относиться к нему со справедливостью: хвалить, когда он гордится своими маленькими свершениями, но не перехваливать.
Нужно ли наказывать детей
Когда родители очень тонко понимают и чувствуют своих детей, их желания, особенности, тогда происходит правильное взаимодействие, и необходимость наказывать ребёнка сводится к минимуму. Узнать, кто ваш ребёнок и кто вы сами по врожденным свойствам, можно на ближайшем тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Статья написана с использованием материалов тренингов по системно- векторной психологии Юрия Бурлана.
Автор Наталья Вжесневская
Главное своим криком не
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Ольга Чугурян (не проверено) on вт, 06/03/2014 - 00:06.
С точки зрения системно
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Наталья Красуля on вт, 06/03/2014 - 05:35.
Лучше всего...
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Elena Aydogdyeva on чт, 06/05/2014 - 22:06.