Упрямый ребенок. Что делать?
Кому из родителей не приходилось сталкиваться с детским упрямством? Но не у всех это выливается в проблему, которая требует детального разбора.
Здесь речь пойдет не просто о детском капризе или сиюминутном проявлении нрава, а о систематическом упрямстве, которое проявляется даже в мелочах.
Большинство из нас полагает, что ребенок — это чистый лист, на котором родители пишут его будущее, задавая траекторию пути; что ребенок, как губка, впитывает все в себя и растет в соответствии с тем, что получил. На самом деле это так только отчасти. Да, ребенок действительно впитывает в себя то, что дают ему родители и окружение, и это оказывает сильнейшее воздействие на его развитие. Но почему тогда при одинаковом воспитании в одной семье дети вырастают совершенно разные?
Это происходит оттого, что в ребенке уже от рождения заложены определенные психические свойства, то есть он имеет свои характерные особенности. Поэтому, впитывая в себя одинаковое родительское воспитание, родные братья и сестры могут иметь совершенно разное поведение. Давая нам понять, что к разным детям нужен разный подход в воспитании.
Упрямый ребенок — причина или следствие?
В поиске ответов на вопросы о воспитании упрямого ребенка я сделала открытие: я была далеко не первая, кто столкнулся с такими трудностями. Множество психологов из разных стран искали ответы о гармоничном развитии и воспитании детей. Значит, в «воспитательный тупик» попадают многие — вопрос в том, каким образом они пытаются выйти из него.
Мой сын, очень привязанный к маме, покладистый и спокойный во всех смыслах малыш, к двум годам стал неуправляемым. Чаще всего родители просто не успевают подстраиваться под взрослеющего ребенка, и на фоне общего непонимания происходящего начинаются проблемы воспитания.
Меня удивляло, насколько стремительны могут быть перемены в одном маленьком, еще не окрепшем человечке: от самых крепких объятий и поцелуев он может переключиться к сильнейшему противостоянию в простых вещах! Нежелание чистить зубы и мыть руки перед едой, отказ от уборки игрушек, разбрасывание вещей и, как будто бы назло, замедленные действия.
Заходя после прогулки домой, мы долгое время сталкивались с постоянным отказом раздеваться, валянием по коридору. Стоит сказать, что завышенных требований не было. Но упрямый ребенок отказывался делать даже хорошо знакомые ему действия. Переступив порог квартиры, он начинал какую-то свою, неизвестную мне игру.
Я прекрасно понимала, что путь уговоров, нотаций, приказов и тем более физических мер тупиковый. Обычно мы так и воспитываем своих детей — как когда-то воспитывали нас самих. Наработанные меры воспитания, которые достались мне «по наследству» от родителей, вылетали автоматически, но желаемого эффекта не давали. И это неудивительно — другой характер, другое устройство психического требует иного подхода.
Кое-как улаженные, а точнее сказать, «замятые» конфликты с упрямым ребенком имеют свойства накапливаться, и весь опыт общения обретает неприятный окрас. Постепенно непонимание увеличивается и получается ком, где уже не видны причины, а лишь следствия неправильного общения с ребенком.
Вывод напрашивается один: для того, чтобы начать нормально, без конфликтов воспитывать детей, необходимо понять, что происходит с ребенком. Прочувствовать, каково ему в этих ситуациях, когда он вынужден вести себя именно так, и что толкает его к такому поведению. То есть родитель, в частности мама, должна понимать ПРИЧИНУ «плохого» поведения упрямого ребенка.
Когда речь идет о детях, то стоит отметить, что часто они сами не в состоянии понять, что их конкретно беспокоит, рассказать о своих переживаниях. Сталкиваясь со сложностями и не зная, что делать, дети пытаются привлечь наше внимание доступными средствами. Как правило, это непослушание. И выражается это у всех детей по-разному в зависимости от психических качеств, которыми они обладают. В норме неторопливые и спокойные дети начинают упрямиться.
Прием поддерживающего слушания. Понять упрямого ребенка
В работе психологов используется прием поддерживающего или активного слушания, также он рекомендуется для применения мамам. О нем я узнала, когда искала ответы на вопросы о «правильном» воспитании.
Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать, — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании или состоянии, слышите его.
Как правило, конфликт между родителями и детьми начинается, когда эмоции ребенка берут верх и накатывает волна непонимания. Очень важно не оставлять ребенка наедине с проблемой, помочь осознать и выразить свои ощущения, чтобы вместе разобраться с происходящим. Чувствуя понимание и поддержку от взрослого, ребенок может справиться с трудностями гораздо быстрее и легче.
Чтобы было нагляднее, приведу пример активного слушания:
Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах.
Сын: «Он отнял мою машинку!»
Мама: «Ты очень огорчен и рассержен на него».
Вариант ответа мамы кажется неестественным, гораздо привычнее было бы ответить:
— Ничего, поиграет и отдаст…
Нам кажется, что это более уместно, но на самом деле это просто игнорирование состояний ребенка. Мы как бы говорим ему: твоя проблема ничего не стоит, это ерунда — и уходим снова в свои мысли.
Навести мосты понимания с упрямым ребенком
Когда мы стараемся активно слушать и воспроизводить эмоции ребенка, то становимся как бы соучастниками его тревог, уменьшая их вдвое. Чувствуя понимание и живое участие в проблеме, ребенок легче идет на контакт.
С нашей помощью, формулируя свои эмоции в слова, он лучше понимает, что происходит. Вопрос в том, чтобы правильно понять и вербализовать эмоцию. Тренировка тут, конечно, необходима. Вместе с тем сам взрослый человек учится чувствовать, сопереживать и, главное, уметь отстраниться от своих собственных мыслей, чувств и оценок. Удается разгладить (смягчить) ситуацию и помочь ребенку выйти из нее осознанно.
Однако позже я узнала, что мы можем пойти дальше и осмыслить, что на самом деле стоит за этим приемом. И от приемов перейти к реальной связи с таким упрямым ребенком, умению устанавливать с ним прочную взаимосвязь и таким образом вывести его из плохого состояния.
Системный взгляд на метод «активного слушания»
На тренинге «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан особо подчеркивает важность связи с мамой для любого ребенка. Именно через нее он получает базовое чувство безопасности. И именно она помогает ему пройти через первые трудности жизни. Поэтому очень важно, чтобы мама понимала, что именно происходит с ребенком.
Через призму системно-векторного знания мы видим, что активное слушание — это не что иное, как эмпатия, сопереживание. Но не каждый ребенок остро нуждается именно в сопереживании. Некоторые дети очень чутко откликаются на это, а другие нет… И дело даже не в умении и опыте, а в свойствах и потребностях самого ребенка.
Для большинства детей сопереживанием может быть просто понимание, в особенной степени это относится как раз к упрямым детям. Они моментально чувствуют, когда их поняли, для этого даже не всегда нужны слова.
Лишь 5 % детей (обладающих зрительным вектором в терминологии системно-векторного психоанализа) будут по-настоящему откликаться, ведь они обладают самой высокой эмоциональностью и сами склонны к сопереживанию. Помочь вашему ребенку раскрыть его переживание и сделать ему небольшой сеанс психотерапии может метод активного слушания. Но всегда есть вероятность, что вы используете его на автомате или просто будете делать неумело. И это всегда чувствуется. Но если вы смогли по-настоящему заглянуть в душу ребенка, то это не перепутать ни с чем, когда вы неформально ощущаете потребности малыша, его переживания…
Метод активного слушания в проблеме отношений с упрямым ребенком мне не помог. Да, проблему обозначили, эмоции разобрали, но причина оставалась неясной. Мне не хватало знаний поменять суть.
Как понять личность ребенка. Системный взгляд
Системно выделяется всего восемь типов устройства психического. Каждый из них включает в себя неповторимые особенности и желания. Качества характера, способности, направленность личности — все это подробно изучено и описано. Понимая, какими свойствами обладает ребенок, мы можем четко знать, как именно нужно поступать в любой ситуации, будь то упрямец или егоза.
Выше я кратко обрисовала ребенка, обладающего анальным вектором. (Фрейд был первый, кто заметил и описал особенности таких людей.) Как уже было отмечено, такой малыш более других нуждается в материнской поддержке, его внутренняя неуверенность должна компенсироваться надежной материнской опорой.
Особенности психики упрямого ребенка
Недостаточная связь с мамой провоцирует необъяснимое на первый взгляд поведение. Ребенок начинает делать все наоборот: говоришь «вымой руки», а он, наоборот, пойдет еще запачкает этими руками что-нибудь… И так во всем — каждую секунду он противостоит. Чем больше его нехватка, тем больше он упрямится.
Сегодня я понимаю, покладистость и упрямство — это две стороны одной медали. Упрямый ребенок по натуре своей имеет сильное желание крепкой связи с матерью. Когда ее недостает, то это проявляется противоположным от послушания свойством — сделать наоборот, заупрямиться. Другой ребенок может либо вообще не замечать дискомфорта, либо будет доводить вас чем-то другим — своей чрезмерной активностью, слезами и истериками или просто уйдет в себя и перестанет общаться с вами. Реакции ребенка напрямую связаны с особенностями его психики. Но к каждому можно подобрать свой ключик, надо лишь научиться понимать, чего не хватает именно ему.
Тревожный сигнал — упрямый ребенок
Каждое ласковое слово одобрения, приятия, настоящей заинтересованности складывается в копилку будущего уверенного в себе человека, а пока она не набралась, то неуверенность никуда не денется. Ребенок будет справедливо требовать внимания к себе и помощи от мамы, потому что именно этого ему сейчас не хватает. Для анального ребенка упрямство — это самый доступный способ подать сигнал о помощи.
Упрямое поведение может вызвать не только нехватка маминого внимания, но и постоянное поторапливание, спешка. Это неспешный от природы человечек, он неспособен быстро переключать внимание и делать несколько дел одновременно. Все психическое устройство, которое направлено на размеренное, поступательное движение, естественно противится тому, что ему не свойственно.
Золотая сторона упрямого ребенка
Обладатель анального вектора — это человек, стремящийся довести начатое дело до конца, до совершенства. Здесь нужно забыть о количестве сделанного, а подумать о качестве. Именно с его данными возможно учиться потом на одни пятерки, высиживая свои знания терпением и кропотливым трудом. Полноценно раскрыть эти золотые качества возможно только в том случае, если мама не будет все детство дергать и торопить.
Уникальная способность к сосредоточению подчеркнута во всех деталях этих удивительных людей. Неторопливо и сосредоточенно делая одно дело, стараясь довести его до точки, он неспособен делать что-либо еще! Не спеша одевая колготки рано утром, когда уже пора бежать в садик, ребенок не может делать это быстрее! Чем сильнее его торопить, тем медленнее он будет одеваться. Весь этот процесс неспешности обусловлен ригидностью психического, его особыми природными задачами.
Неосознанный посыл упрямого ребенка
Идти против природы — глупо, нужно научиться ее понимать. Если доделать начатое анальному ребенку не дают, то это будет не переключение на другое дело, а ступор и упрямство. Так ребенок защищается от разрушающего его развитие вмешательства! Лучше помогите ему надеть эти несчастные колготки и все остальное, но не торопите и не ходите перед ним взад-вперед, даже молча наводя суету.
Но здесь нужно оговориться: если он сам выразил желание доделать свое дело и не принял деликатное предложение помощи, то лучше подождать. Ведь не дав ребенку самому справиться с задачей, которую он принял на себя, вы покажете, что не доверяете ему такое важное дело. Вы можете сломать ту самую уверенность, которая хрупка, как первый лед. Потом переубедить его в обратном будет практически невозможно, и вы потеряете гораздо больше времени, пытаясь вывести упрямого ребенка из обиды.
Статья написана с использованием материала онлайн-тренингов «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана
Автор: Евгения Березовская
Корректор: Веронника Бриггида
"Идти против природы глупо,
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Татьяна Сарана (не проверено) on пт, 04/04/2014 - 20:22.
"Упрямство - это сигнал о
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Elena Aydogdyeva on пт, 04/04/2014 - 20:33.
Действительно это именно
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Женечка Березовская on ср, 04/09/2014 - 08:45.
Евгения, спасибо большое за
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Елена Шмитько (... on сб, 04/05/2014 - 06:25.
Елена, спасибо за отклик. С
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Женечка Березовская on ср, 04/09/2014 - 13:57.
Спасибо за статью! Жду
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Наталья Красуля on сб, 04/05/2014 - 06:53.
Наталья, если анальный вектор
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Женечка Березовская on ср, 04/09/2014 - 14:01.
Спасибо за ответ! Точно так и
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Наталья Красуля (не проверено) on вт, 04/22/2014 - 09:58.
С упрямством детей
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Татьяна Костина on сб, 04/05/2014 - 16:40.
Да, это наблюдаемо! И вот
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Красуля Наталья (не проверено) on ср, 04/09/2014 - 15:35.